Профориентация на уроках технологии. Автор: учитель технологии А.Р. Ларионов

Профориентация на уроках технологии. Автор: учитель технологии А.Р. Ларионов

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, оценит свои способности, определит свою пригодность, выберет профессию, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности.

Помочь молодёжи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.
Профессиональная ориентация – это целостная система , состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой ( профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Одной из ведущих ролей в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителю технологии. На уроках технологии обучающиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить пользу людям, испытал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. К ним относятся лабораторно-практические, учебно-производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчёты, решение производственных и творческих задач и непосредственно общественно полезный производительный труд. Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок. Эффективность этих технологий профориентационной деятельности зависит от целостности и непрерывности их использования и повышения мотивации школьников при выборе своей будущей профессии.

Чем раньше ребенок сможет определиться с правильным выбором будущей профессии, тем более успешным будет его дальнейшая профессиональная деятельность и, как следствие, самореализация в профессии и адаптация во взрослой жизни. А задача педагога как раз в том и состоит, чтобы выявить у школьника наиболее значимые качества личности, ознакомить его с многообразием профессий и на основании полученных знаний помочь сориентироваться в мире профессий. Задача очень сложная, трудоемкая, но работа в этом направлении крайне необходима.